Главная Техника, посуда и уют 7 советов как выигрышно сфотографировать вкусную еду
7 советов как выигрышно сфотографировать вкусную еду
 Практические советы увлеченного кулинара и TV-профессионала

Приготовили вкусное блюдо, и хотите поделиться с друзьями или всем миром через интернет своим кулинарным шедевром? Как это сделать, если экран монитора показывает что-то невзрачное и блеклое, и вы понимаете, что посмотрев на фотографию, никто не захочет это блюдо попробовать, а тем более повторить ваш кулинарный подвиг. Что делать? Наш постоянный автор в разделе «Медиакухня», заместитель руководителя Службы информации РБК-ТВ Сергей Милянчиков раскрывает маленькие тайны, как вкусно фотографировать еду.

Подготовка «фотомодели»

Прежде чем доставать фотоаппарат, нужно подготовить фотомодель. В реальной жизни, это прическа, макияж, одежда, а у нас - продукты, и от того, как они выглядят в жизни, зависит и то, какими они получатся на фотографии. Блюдо может быть красивым и вкусным, а может и наоборот - блюдо невкусное и некрасивое - жуешь как протухшую тряпку, лучше сразу в помойку. Возможны и промежуточные варианты: красивое, но невкусное, вкусное, но некрасивое.

В таком виде мусс будет выглядеть неаппетитно

Как и в жизни с людьми, блюда бывают фотогеничными и не очень. Если блюдо красиво в жизни, то в 80% случаев оно будет красивым и на фотографии. Если некрасивое, то шансы оказаться фотогеничным уменьшаются до 20%. Так что, прежде чем фотографировать свое произведение, постарайтесь подать его в самом выгодном виде, чтобы оно было красивым в жизни!

Правила подачи

Первое - тарелка должна быть чистой, без сколов, трещин.

Скромно и ничего лишнего

Конечно, во всяком правиле есть исключения, и в 1% случаев, старая посуда только придаст выразительность блюду, но это в 1% из 100%. То же касается и столовых приборов. Как бы вы не старались, но алюминиевая гнутая вилка никогда не привлечет внимание зрителя, опять же, кроме 1 случая из сотни, когда это оправдано. Так что приборы, если они попадают в кадр, должны быть выразительными.

Второе - тарелка должна быть «умытой».

Несомненно, вы выдели в кино или по телевизору, как повара протирают тарелку с уже готовым блюдом, перед тем как ее несут в зал. Так же и мы, прежде чем фотографировать, вытрем бумажной салфеткой или полотенцем капли соуса или жира, которые попали на тарелку. И конечно, надо аккуратно выложить само блюдо.

Яркий рисунок салфетки затмил все остальное

Третье - каждому ингредиенту - свое место.

Постарайтесь выложить все ингредиенты на тарелку аккуратно и в разумных количествах - так, чтобы содержимое тарелки не напоминало свалку. Когда на тарелке все свалено в кучу, зритель сразу и не поймет, что ему показывают, просто пролистнет фотографию. Время на принятие решения - доли секунды, и наша задача «зацепить» взгляд за этот краткий промежуток времени. То же самое касается и «окружения». Слишком яркие детали способны затмить ваше произведение.

 Главное в фото - впереди

Четвертое - что у нас главное?

Наша главная цель: выделить главную составляющую нашего блюда, то, что в нем самое вкусное или, на ваш взгляд важное. Не важно, что это: мясо, рыба, гарнир, полоска соуса или веточка зелени на тарелке. В блюде всегда есть главное. И это главное должно быть видно.

Все мелко и непонятно

Пятое - лучше использовать большие тарелки.

На них все поместится свободно, так, что на фотографии будут видны все компоненты. Можно много спорить о том, какие тарелки использовать: цветные, или белые, однотонные или с цветочком, круглые или квадратные. В каждом случае - свои. По себе могу сказать, блюда из мелких продуктов, например цветная паста на цветастенькой тарелочке с рисунками такого же размера просто потеряется. Так что соизмеряйте блюдо и тарелку. Например, манная каша на тарелке с детским рисунком смотрится естественно, а стейк - нелепо.

Блеклый порей спасли черри

Шестое - лови момент истины.

У каждого продукта есть свои моменты в жизни, когда он выглядит наиболее выигрышно. Например, лук-порей. Пока он свежий - радует глаз своим веселым зеленым цветом, а после тушения становится вкусным, но очень невзрачным. Чтобы спасти фотографию, пришлось добавить на тарелку яркие пятна: помидоры черри и рукколу.

ржавая плита на заднем плане недопустима

Седьмое - все лишнее убрать.

Продолжу свою мысль - в кадре не должно быть ничего лишнего. Когда вы фотографируете свое блюдо, то уберите с заднего плана все лишнее, особенно кухонную утварь и остатки продуктов. Если позволяет пространство стола, то освободите как можно больше места за тарелкой. Если не хватает места, то можно использовать белый экран. И, конечно, в кадр ни в коем случае не должны подпадать обрезки, грязная посуда и лишние предметы.

На мой взгляд, так - выигрышно

Короля играет свита

Каждый раз перед фотографом встает дилемма: когда лучше фотографировать блюдо? Уже разложенное на тарелке или на блюде, или, может, на сковородке или противне, или вообще в кастрюле? Однозначного ответа на это в дать нельзя. Каждый раз надо смотреть по ситуации. Естественно, что курица запеченная целиком, лучше смотрится на противне или на разделочной доске, чем расчлененкой на тарелке. Так же, как и кусок мяса, запеченный целиком. Самый выигрышный, на мой взгляд, вариант - на разделочной доске, и чтобы от куска отрезать несколько ломтей.

Овощи и фрукты.

В большинстве случаев они смотрятся на фотографии выигрышно благодаря своей фактуре и цвету. Для того, чтобы они лучше блестели, можно перед фотографированием сполоснуть их водой. А капельки виды на глянцевой кожице помидора всегда украсят снимок.

 Разве это красиво?

Не стоит снимать

Что однозначно нельзя фотографировать - сгоревшие продукты. Не уверен, что у кого-то возникнут положительные эмоции при виде такой курицы. Еще одно блюдо, которое почти никогда нельзя фотографировать в кастрюле: супы, особенно непрозрачные и «в лоб».

Съемка «в лоб»

Ракурс

Здесь сразу стоит поговорить о ракурсе. Вы когда-нибудь задумывались, почему мы себе не нравимся на фотографии в паспорте? Правильно, выражение лица напряженное, а еще, мы всегда сфотографированы в фас, все плоско. Так же и в фотографии еды. Если главная задача показать раскладку на тарелке, то тогда можно фотографировать «в лоб», но во всех остальных случаях - постарайтесь искать перспективу.

Съемка в подходящем ракурсе

Пример с тем же супчиком. Снято немного сверху и сбоку. А для придания объема, сверху на тыквенный суп кинем веточку зелени. Или положим немного гренок. Другой пример - камера стоит почти вертикально. Ряды картофелин дают ощущение перспективы. Фотография приобретает объем. При этом задние ряды картофелин находятся в расфокусе, а первый ряд - резкий. Предметы должны быть резкие. Не обязательно все, но самое важное, в любом случае, должно быть в фокусе. Никто не будет ломать глаза и рассматривать, что же вы там приготовили? Естественно, что из всякого правила могут быть исключения, но они, как правило, только подтверждают правило.

О технике фотографирования, о резкости, освещении и многим другом, позволяющем выделить главное поговорим чуть позже.

 

Фотогалерея